На главную


ВЛИЯНИЕ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ НА РАСХОД ТОПЛИВА

При точной установке зажигания уменьшается расход топлива. У мотоциклов с переменой опережения от манетки на руле (например, у мотоцикла М-72) опережение увеличивают по мере увеличения числа оборотов коленчатого вала двигателя.
Выбор момента зажигания зависит от навыка водителя. Основное правило управления зажиганием следующее: манетку на руле перемещают с позднего зажигания на раннее только до тех пор, пока опережению зажигания соответствует увеличение скорости. Дальнейшее увеличение опережения бесцельно и вредно.
О влиянии точного подбора опережения зажигания на величину мощности, расход топлива и температуру головки двигателя можно судить по результатам испытаний четырехтактного двигателя. Испытывавшийся двигатель наилучшие показатели по мощности, расходу топлива и температуре головки давал только при опережении в 30°. С увеличением опережения до 36° величина мощности и расход топлива не изменились, но повысилась температура головки. При опережении в 40° уменьшилась мощность, увеличился расход топлива и резко возросла температура головки.
Точная установка зажигания в отношении экономии топлива особенно важна для двигателей, работающих на постоянном опережении, в частности, для мотоциклов К1В М1А, К-125.

ВЛИЯНИЕ СОСТАВА РАБОЧЕЙ СМЕСИ НА РАСХОД ТОПЛИВА

Рабочая смесь представляет собой смешанные в определенных пропорциях пары бензина и воздух. В зависимости от соотношения бензина и воздуха различают нормальную, обогащенную, богатую, обедненную и бедную смеси.
В нормальной рабочей смеси на одну весовую часть бензина приходится 15 весовых частей воздуха. В обогащенной рабочей смеси недостаток воздуха по сравнению с нормальной смесью не превышает 20%. В богатой смеси недостаток воздуха превышает 20%.
В обедненной рабочей смеси избыток воздуха не превышает 10%. В бедной смеси избыток воздуха превышает 10%.
От состава рабочей смеси зависят мощность двигателя и расход топлива, что можно видеть из табл. 4.

Таблица 4

Влияние состава рабочей смеси на мощность двигателя и расход топлива

Качество рабочей смеси

Количество воздуха на 1 кг бензина в кг

Избыток или недостаток воздуха относительно нормы в %

Мощность двигателя

Экономичность двигателя

Богатая

6,5-12

Недостаток
57-20

Уменьшенная

Значительно ухудшенная

Обогащенная мощностная

12,5-13

Недостаток
21-17

Наибольшая

Ухудшенная
на 20-25%

Нормальная

15

-

Уменьшенная
на 4-5%

Ухудшенная
на 5%

Обедненная

16,0-16,5

Избыток
7-10

Уменьшенная
на 10%

Наибольшая

Бедная

16,5-20

Избыток
10-33

Значительно
уменьшенная

Ухудшенная

Обогащение рабочей смеси. При умеренном обогащении рабочей смеси, как видно из табл. 4, мощность двигателя возрастает, а при дальнейшем обогащении начинает уменьшаться по вполне понятной причине — для сгорания всей порции бензина не хватает воздуха. Число оборотов коленчатого вала двигателя в этом случае медленно возрастает, вспышки в цилиндрах чередуются с перерывами. Вследствие неполного сгорания из глушителя выходит черный дым: на поршне, головке цилиндра и свечах зажигания быстро отлагается нагар, нарушающий нормальную работу двигателя. У свечи зажигания нижняя часть изолятора быстро покрывается копотью и свеча через несколько минут работы двигателя выходит из строя. Несгоревшее топливо смывает смазку со стенок цилиндра и разжижает масло в картере. При еще большем недостатке воздуха рабочая смесь в цилиндре не воспламеняется и вполне исправный двигатель перестает работать. Чтобы удалить лишний бензин из цилиндра, двигатель продувают, т. е. коленчатый вал медленно прокручивают пусковой педалю при полностью открытом дроссельном золотнике.
Переобогащение смеси возникает вследствие сильного загрязнения воздухоочистителя и переполнения поплавковой камеры бензином, а также из-за неправильной регулировки карбюратора. Для очистки воздухоочиститель 2 — 3 раза прополаскивают в керосине. После очистки воздухоочиститель погружают в автол и затем энергично встряхивают, чтобы удалить излишек масла.
Причины переполнения поплавковой камеры бензином: попадание сора или воды под конус запорной иглы, проникновение бензина внутрь поплавка, соскакивание пружинного замка с запорной иглы, скопление сора в нижней направляющей для запорной иглы. Последняя из причин, если на нее не обратить внимания, доставляет водителям много неприятностей, а именно: нижний конец запорной иглы временами увязает в клейком отстое и без всякой видимой причины начинается вытекание бензина из поплавковой камеры, хотя явных признаков невсплывания поплавка нет.
Нормальную работу запорной иглы часто можно восстановить путем легких постукиваний по корпусу поплавковой камеры кусочком дерева. Сильным ударом по карбюратору из цинкового сплава (металла, по внешнему виду похожего на алюминий, но более тяжелого) можно расколоть карбюратор. От постукивания игла плотнее установится в гнездо, а в дальнейшем вследствие вибрации двигателя и омывания бензином конус иглы и ее гнездо освободятся от сора. Если постукивание не поможет, отвертывают крышку поплавковой камеры, вынимают из поплавка иглу и, удалив сор, пальцами вращают иглу в обе стороны прижимая к гнезду. Вследствие этого герметичность запорной иглы восстанавливается.
Обеднение рабочей смеси. Несколько обеднив смесь, можно получить минимальный расход топлива без ощутимого уменьшения мощности. От сильного обеднения смеси расход топлива увеличивается, двигатель заметно хуже тянет, температура повышается, происходят вспышки в карбюраторе (двигатель «чихает»). Объясняются эти явления замедленным горением бедной рабочей смеси, длящимся во время тактов рабочего хода и выпуска. В случаях, когда горение продолжается до начала впуска, свежая горючая смесь воспламеняется от соприкосновения с горящей в цилиндре рабочей смесью, при этом горение происходит на всем пути от цилиндра до карбюратора, вызывая обратные вспышки в карбюраторе.
Обеднение рабочей смеси происходит вследствие попадания в топливо воды и засорения воздушного отверстия пробки бензобака, бензокраника и отстойника, бензопровода, поплавковой камеры и канала, ведущего от нее к жиклеру, от засорения самого жиклера, а также от неправильной регулировки карбюратора. Для быстрого определения места скопления сора следует надавить кнопку-утопитель поплавка. Если поплавок всплывает, то засорение произошло между поплавковой камерой и жиклером или засорился сам жиклер. Если поплавок прощупать не удается, то засорение произошло между поплавковой камерой и бензобаком, пробка бензобака не пропускает воздух или в баке нет бензина. Засорение устраняют, продувая детали насосом. При применении этилированного бензина необходимо соблюдать все правила предосторожности, ни в коем случае не допускать попадания бензина в рот или на кожу.
Рекомендуется проверить, закреплена ли обогатительная игла в дроссельном золотнике, не проникает ли воздух через неплотности соединений по пути от карбюратора до цилиндра, герметичны ли швы соединений и сальники у картера двухтактного двигателя, в противном случае разборка карбюратора для чистки будет произведена напрасно.


предыдущая страница оглавление следующая страница