На главную


СМАЗКА СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ И ХОДОВОЙ ЧАСТИ

Смазка коробки передач и редуктора задней передачи. При отсутствии инструкции по смазке можно руководствоваться следующими указаниями.
Количество масла, вливаемого в коробку передач мотоцикла М-72, — 0,5 л. Уровень масла должен немного не доходить до нижнего края заливного отверстия. Применяемое масло — автол 6 или 8 и 10 или 18 (соответственно для зимы и лета). Уровень масла при отсутствии наружных признаков утечки проверяют через 1000 км пробега, сменяют масло — через 5000 км. При видимой утечке до ее устранения уровень проверяют ежедневно и доливают масло по мере убыли.
Емкость коробки передач мотоциклов М1А и К-125 — 0,5 л, ИЖ-350, ИЖ-49 — 1 л. Уровень масла поддерживают на высоте верхней метки маслоизмерительного стержня, не ввернутого в резьбовое отверстие. Высота уровня масла, влитого в пустую коробку передач, после пуска двигателя понизится. Это произойдет не из-за утечки, а вследствие перехода части масла в полость расположения механизма сцепления. В этом случае добавляют масло до восстановления нормального уровня. В дальнейшем при отсутствии утечки уровень проверяют через 1000 км пробега. Уровень проверяют через 100 км пробега, если имеется утечка масла на заднюю цепь через сальник подшипника у цепной шестерни, а также, когда картер двигателя забрызгивается маслом, появляющимся из головки маслоизмерительного стержня, или когда работа двигателя сопровождается обильным дымом. Последние два явления указывают на негерметичность полости кривошипа относительно коробки передач и на прорыв сальника на левой коренной шейке.
В картер редуктора задней передачи мотоцикла М-72 вливают 0,25 л масла, мотоцикла БМВ-Р-35 — 0,125 л, мотоцикла АВО-425 — 0,12 л. Зимой применяют масло автол 10, летом — автол 18 или нигрол. Лучшей смазкой для редуктора является осерненная смолка, соответственно летняя и зимняя, применяемая для задних мостов автомобилей «Москвич» или М-20 «Победа». Уровень масла ограничивается высотой заливного отверстия. Проверяют уровень масла через 1000 км, заменяют масло через 5000 км пробега. При отсутствии утечек заметного понижения уровня масла не наблюдается. Если тормозные колодки замасливаются, то уровень проверяют чаще и выясняют, откуда смазка попадает в полость тормоза: из картера задней передачи или из ступицы колеса.
Выпускают масло из коробки передач и картера задней передачи немедленно после поездки, пока оно не остыло. Масло сливают в чистую посуду для контроля (по примесям к маслу) состояния смазываемых механизмов. Для этого же извлекают из углубления спускной пробки скопившийся в ней осадок и растирают его на ладони.
Смазка задней цепи — довольно трудоемкая операция. Если цепь смазывать поливанием ее маслом из масленки или погружая в масло, то при работе она быстро покрывается песком и пылью и будет работать как бы с притирочной пастой, отчего скоро износятся элементы цепи и цепные шестерни.
Работа цепи всухую, без смазки, также недопустима из-за ускорения износа. Поэтому в практике применяют способ так называемой проварки цепи в консистентной смазке с примесью порошка графита. Цепь для проварки снимают с мотоцикла и отмывают от грязи керосином, затем 2 раза прополаскивают в бензине до полной чистоты звеньев снаружи и изнутри и высушивают. Далее в какой-либо удобной посуде нагревают 1 кг тавотной мази с примесью примерно 200 г порошка графита, и расплавленную массу тщательно перемешивают. При меньшем количестве смазки цепь не будет полностью погружаться в расплавленную массу, а удобная посуда необходима для свободного оперирования с горячим маслом, опасным для рук и глаз. Подогревают смазку только до момента полного разжижения, не передерживая ее на огне. Затем цепь, свернутую мотком, погружают в смазку и шевелят мешалкой для ускорения проникновения смазки внутрь звеньев. Осторожно вынутую плоскогубцами из расплавленной смазки цепь вешают за середину на гвоздь над этой же посудой, чтобы смазка стекала. После остывания цепь насухо, протирают.
Проваренная таким образом цепь будет смазана изнутри и сухая снаружи. Применение в качестве смазки солидола не обеспечивает должного эффекта, так как, будучи легкоплавким, он быстро выдавливается из звеньев, и цепь вновь покрывается пылью и песком. Более целесообразно применять говяжье или баранье сало, которое в смеси с порошком графита гораздо лучше удерживается внутри: звеньев, оправдывая крайне трудоемкую работу по проварке и затраты на приобретение сала.
Смазка передней вилки. Передние вилки телескопического типа с гидравлическими амортизаторами смазывают маслом для двигателя или более жидкими маслами, например, автолом 6, вливаемым в каждое перо. Масло является одновременно жидкостью для амортизаторов.
В каждое перо вилки мотоцикла М-72 вливают 80 — 100 см3 масла; у мотоциклов ИЖ-49 и К-125 в каждое перо вливают масло в количестве 100 см3, у мотоцикла АВО-425 — 120 см3 -, у мотоцикла БМВ-Р-35 — 150 — 170 см3 Для вливания масла у вилок мотоциклов М-72, ИЖ-49 и К-125 вывертывают болты из верхних концов основных труб, у мотоцикла БМВ-Р-35 для этого в верхней части вилки имеются отверстия, в которые ввернуты маленькие винты с прорезью под отвертку; у вилки мотоцикла АВО-425 масло вливают через маленькие отверстия, также закрытые винтами, которые расположены в верхней части подвижного наконечника передней вилки.
Недопустимо значительно превышать указываемые количества масла, так как вилка приобретает жесткость металлического стержня. От излишне влитого масла у вилки мотоцикла БМВ-Р-35 разрываются нижние резиновые чехлы.
Для выливания масла у большинства вилок в нижней части подвижных наконечников имеются отверстия, закрытые винтами с полукруглой головкой. У вилки мотоцикла БМВ-Р-35 для выпуска масла ослабляют хомуты резиновых чехлов.
Особо указываем на необходимость менять масло в вилке не реже чем через 3000 км пробега и периодически проверять его наличие, так как при работе вилки недостаток смазки может не привлечь внимания. Эксплуатация вилки при отсутствии в ней смазки в течение даже короткого времени приводит к необходимости капитального ремонта ее.
Упорные подшипники рулевой колонки смазывают солидолом, как правило, при ее капитальном ремонте, примерно через 20 000 км пробега у мотоцикла М-72 и БМВ-Р-35 и через 10 000 км у мотоциклов ИЖ-350, ИЖ-49 М1А К-125, АВО-425.
Смазка спидометра. Гибкий вал спидометра обильно смазывается автолом при установке на мотоцикл. Через 2000 км пробега верхний конец оболочки вала отъединяют от спидометра и в пространство между оболочкой и валом вливают две-три чайных ложки автола для смазки не только вала, но и бронзового подшипника червячного валика, приводящего вал во вращение.
Применение вместо автола солидола вследствие его большей вязкости связано с увеличением нагрузки вала от скручивания и быстро выводит его из строя. В зимнее время смазка солидолом совершенно недопустима, так как приводит к скручиванию и обрыву вала, а также заеданию червячного валика в ступице колеса, вследствие замерзания смазки.
Смазка тросов и ручки управления дросселем карбюратора. Гибкие тросы и их оболочки при наличии штуцеров для солидолонагнетателя смазывают солидолом. Для езды зимой, а также при отсутствии штуцеров для солидолонагнетателя все тросы смазывают только автолом, а при очень сильных морозах — автолом с примесью керосина (см. раздел «Ремонт тросов, ручки управления дросселем карбюратора и спидометра»). Солидол в зимнее время загустевает и препятствует свободному передвижению тросов внутри оболочек.
Для смазки ручки управления дросселем карбюратора применяют солидол. В ручки мотоцикла М-72 и БМВ-Р-35 вводят только небольшие порции смазки, так как в противном случае она проникает через все щели и в течение долгого времени пачкает водителю руки. От попадания воды ручки управления дросселем карбюратора мотоциклов М-72 и БМВ-Р-35 перестают вращаться, поэтому их после дождя дополнительно слегка смазывают.
В зимнее время для сохранения легкости вращения ручку управления дросселем карбюратора следует смазывать автолом. В особенности эта рекомендация существенна в отношении ручек мотоциклов М-72 и БМВ-Р-35.
Смазка с помощью солидолонагнетателя. Масленки заполняют солидолом при помощи солидолонагнетателя до тех пор, пока чистый солидол не выдавит грязную смазку наружу.
Тормозные валики смазывают минимальным количеством солидола во избежание попадания его на фрикционные поверхности колодок и тормозных барабанов.
Для смазки всех остальных мест мотоцикла дополнительных указаний не требуется, и ее производят общеизвестным способом.


предыдущая страница оглавление следующая страница