На главную


СМАЗКА ЧЕТЫРЕХТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Двигатель отечественного мотоцикла М-72 имеет систему смазки (фиг. 15) автомобильного типа, безотказную в работе и более простую в уходе, чем смазочные системы большинства известных мотоциклов.

Обслуживание системы смазки заключается в проверке качества масла, контроле его уровня по меткам на масло-измерительном стержне и замене отработанного масла свежим примерно через 2000 км пробега.
Масло наливают в картер через расположенную с левой стороны двигателя горловину, закрываемую резьбовой пробкой с маслоизмерительным стержнем. В нижней части картера размешен шестеренчатый масляный насос, приводимый во вращение от распределительного вала посредством пары червячных шестерен и длинного вертикального валика. Масляный насос установлен ниже уровня масла в картере, и масло через сетчатый фильтр из поддона нагнетается через просверленные в картере каналы к переднему и заднему коренным подшипникам, к фланцу левого цилиндра и к трубке, по которой масло поступает к шестерне газораспределения.
Каждый из коренных подшипников прижат к маслоуловителю — железному диску, у которого завальцованный наружный край образует глубокий желоб. Этот желоб сообщен с внутренней полостью шатунной шейки кривошипа. Масло из каждого коренного подшипника вытекает в соответствующий желоб и под действием центробежной силы поступает во внутреннюю полость шатунной шейки кривошипа и из нее, через два сверления, к подшипнику нижней головки шатуна. Сброшенное с головки шатуна под действием центробежной силы масло в виде мелких капель (тумана) попадает на стенку правого цилиндра и в очень небольшом количестве — на верхнюю стенку левого цилиндра. Для увеличения смазки левого цилиндра к его фланцу от шестеренчатого насоса подается по каналам масло, которое поступает в кольцевую канавку на торце фланца и из нее через три отверстия на стенку цилиндра.
Мелкие масляные капли (туман) распространяются по всему пространству картера, смазывая рабочие поверхности толкателей, кулачки распределительного валика, направляющие клапанов, поршневые пальцы и все другие трущиеся детали. Для увеличения поступления масла к подшипникам скольжения распределительного вала в картере сделаны карманы, в которых осаждается часть разбрызгиваемого масла, поступающего затем по каналам к подшипникам.
Со стенок цилиндров и со всех других смазываемых деталей масло возвращается через сетку, отделяющую полость кривошипа от нижней части картера, в поддон.
Работа шестеренчатого насоса и маслопроводов происходит безотказно, и вмешательства мотоциклиста не требуется до капитального ремонта двигателя.
Обслуживание системы смазки, как уже было сказана выше, сводится к наблюдению за уровнем и качеством масла в картере.
У мотоцикла БМВ-Р-35 смазка осуществляется (фиг. 16) с помощью шестеренчатого насоса, приводимого во вращение червячными шестернями от распределительного вала. Масло через сетчатый фильтр из поддона нагнетается насосом по каналу в передний бронзовый подшипник коренной шейки коленчатого вала и по каналу в шейке и щеке к подшипнику нижней головки шатуна. Масло, вытекающее под действием центробежной силы из подшипника шатуна, смазывает цилиндр, поршень и поршневой палец. По второму каналу, идущему от бронзового подшипника передней коренной шейки, масло поступает к подшипникам и внутрь кулачкового вала. Из кулачкового вала, по соответствующим каналам, масло поступает к кулачкам, толкателям, приводу масляного насоса. От переднего подшипника кулачкового вала масло поступает по трубопроводу к коромыслам на головке цилиндра. После смазывания кривошипа, поршня и кулачкового вала масло возвращается через сетку, отделяющую полость кривошипа от нижней части картера, в поддон. Излишек масла из полости размещения коромысел на головке цилиндра стекает в поддон через кожух толкателя выпускного клапана. Кожух впускного клапана использован для вентиляции картера, осуществляемой по следующему пути: картер, отверстие в кулачковом вале, канал в картере, кожух впускного клапана, полость размещения клапанов на головке цилиндра, трубка, расположенная между кожухами толкателей, канал в картере, выходное отверстие.

Обслуживание системы смазки мотоцикла БМВ-Р-35 такое же, как обслуживание системы смазки мотоцикла М-72.
Перед началом движения рекомендуется приложить руку к картеру и удостовериться, что он теплый, т. е., что обеспечена циркуляция масла по каналам. Если картер холодный, значит поршни смазываются недостаточно.
Через каждые 400 км пробега вывертывают пробку из картера, протирают имеющийся на ней маслоизмерительный стержень и вставляют его в картер, не заворачивая пробку в резьбу. Затем маслоизмерительный стержень вторично вынимают и по прилипшему к нему маслу проверяют уровень и качество масла в картере. Уровень должен соответствовать верхней метке на маслоизмерительном стержне. Несовпадение уровня с верхней меткой на 2 — 3 мм несущественно. Необходимо следить за уровнем масла и поддерживать его на высоте верхней метки маслоизмерительного стержня для обеспечения двигателя смазкой во время нахождения в пути.
Езда при наличии масла в картере на уровне нижней метки маслоизмерительного стержня и ниже ее недопустима. Приемная часть шестеренчатого насоса в этом случае при большом крене мотоцикла может оказаться выше уровня масла в картере, масло не будет поступать в насос и, следовательно, двигатель перестанет получать смазку.
При заправке картера маслом значительно выше верхней метки на маслоизмерительном стержне уровень масла поднимается выше сетки, отделяющей нижнюю часть картера от полости вращения кривошипа. Нижние головки шатунов и щеки кривошипа достигают уровня масла и начинают забрасывать его на стенки цилиндров. Даже самые хорошие маслосъемные кольца в этом случае неспособны полностью удержать масло от проникновения в камеру сгорания. Расход его увеличивается, свечи зажигания покрываются маслом и копотью, из глушителя обильно идет дым.
В период обкатки нового или капитально отремонтированного двигателя рекомендуется часто менять масло в картере. Первый раз масло меняют примерно после пробега 300 км, последующую замену производят через 500 км.
Замену масла в картере обкатанного двигателя производят через 2000 км пробега. Удобнее это делать немедленно после поездки, когда двигатель хорошо прогрет и имеющиеся в масле механические примеси и смолистые отложения легче удаляются. Для смены масла отвертывают спускную пробку картера, находящуюся в левом заднем углу поддона (мотоцикл М-72). Масло рекомендуется спускать в чистую посуду, чтобы выяснить, нет ли в нем посторонних включений. Для этого из углубления в спускной пробке извлекают осадок и растирают его пальцем на ладони. Чтобы ускорить вытекание масла, вывертывают пробку с маслоизмерительным стержнем. Когда масло вытечет полностью, завертывают спускную пробку и для промывки двигателя заливают в него автол до нижней метки на маслоизмерительном стержне. Пускают двигатель и дают ему проработать примерно 5 мин., затем автол, которым промывали двигатель, выливают, и картер заправляют полной порцией свежего автола точно до верхней метки на маслоизмерительном стержне. Для промывки двигателя применять керосин недопустимо — он растворит скопившийся в маслоуловителях осадок уплотнившегося масла с металлическими включениями, что очень быстро вызовет выход двигателя из строя. Если при контроле уровня обнаружено, что качество масла ухудшилось, то его меняют независимо от срока работы двигателя.
Качество масла проверяют при холодном двигателе. Качество масла в картере можно считать удовлетворительным, если оно не очень потемнело, при растирании между пальцами липкое и мало отличается по цвету и липкости от свежего масла того же сорта.
Масло следует заменить, если оно стало черным, пахнет бензином, а при растирании между пальцами вместо липкости ощущается лишь слабая маслянистость. Понятно, что если масло в картере стало очень жидким и при растирании между пальцами не ощущается даже маслянистости, то это указывает на то, что масло потеряло смазочные свойства и его необходимо заменить, не проверяя по запаху и цвету. Водитель не должен доводить масло в двигателе до крайней степени разжижения, так как работа при такой смазке губительна для двигателя.


предыдущая страница оглавление следующая страница