На главную


ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ

Среди водителей распространены два способа распознавания перегрева двигателя: проверка рукой степени нагрева головки цилиндра и наблюдение за испарением капель воды с поверхности цилиндров.
Однако рукой можно ощущать степень нагрева только до 80°С, в то время как температура головки цилиндра примерно равна 250 — 300°С. Значит, ни нормальную, ни тем более повышенную температуру рукой и наблюдением за испарением капель воды определить невозможно.
При проверке рукой степени нагрева двигателя целесообразней приложить руку не к головке цилиндра, а к картеру, ближе к креплению цилиндра. Ощущение теплоты картера покажет, нормален ли нагрев двигателя. Рекомендовать для запоминания какие-либо значения температуры картера и других частей двигателя бесполезно, потому что у мотоциклистов соответствующих термометров нет.
Если приложенная к картеру рука ощущает умеренную теплоту, значит циркуляция масла по всей системе смазки обеспечена.
Если картер горячий, но коснуться его можно без опасности ожога, — нагрузка и нагрев двигателя нормальные.
Если картер обжигает пальцы — нагрузка тяжелая, но посильна двигателю и, приняв меры против дальнейшего повышения температуры, можно продолжать движение без ущерба для исправности двигателя.
Если мгновенное прикосновение к картеру смоченного водой пальца вызывает шипение влаги, то нагрузка очень тяжелая, следует дать двигателю остыть. При необходимости продолжать движение допустимо, приняв все меры против дальнейшего нагревания двигателя, осторожно вести мотоцикл.
При нагреве картера, не вызывающем снижения тяговых свойств двигателя, нет необходимости останавливать мотоцикл для остывания двигателя.
Перегревом двигателя называется такое повышение его температуры, при которой начинает снижаться его мощность. Одновременно с перегревом в двигателе возникают посторонние стуки. При выключенном зажигании двигатель продолжает работать вследствие самовоспламенения рабочей смеси.
Движение с перегретым двигателем уменьшает его срок службы, а иногда в течение нескольких секунд может вызвать завальцовку в канавках поршневых колец и заклинивание поршня в цилиндре. Дело в том, что с момента появления первых признаков заедания поршня увеличение его температуры происходит уже не только вследствие теплоты сгорающего топлива, но и от теплоты, развивающейся при движении поршня по цилиндру без смазки.
Во время движения по необходимости на мотоцикле с перегретым двигателем водитель должен при первых симптомах заедания поршня в цилиндре мгновенно выключить сцепление, так как до полного заклинивания, которое может вызвать поломку поршня, шатуна и цилиндра, проходит не более 2 — 3 сек.
Особенно большую опасность перегрев представляет для двухцилиндрового двигателя (мотоцикл М-72 и др.). Один из его цилиндров может перегреться прежде другого. Появится стук, но так как менее нагретый цилиндр будет продолжать работать, то этот стук и уменьшение тяговых свойств двигателя будут менее отчетливы, чем в одноцилиндровом двигателе. Неопытный водитель будет продолжать вести мотоцикл, не ощущая, что в перегретом цилиндре завальцовались в канавках кольца, подгорели клапаны, разрушается поршень, и этот цилиндр уже не развивает полезной мощности, необходимой для движения мотоцикла, хотя звук выпуска отчетливо слышен. Для проверки состояния двигателя при движении на третьей передаче и неизменном положении ручки управления дросселем карбюратора попеременно снимают провода со свечей зажигания. Каждый цилиндр в отдельности должен развивать одинаковую мощность и обеспечивать движение мотоцикла с одинаковой скоростью.
Для уменьшения неизбежных вредных последствий заклинивания коленчатый вал остывающего двигателя медленно проворачивают пусковой педалыо. Полезно также через отверстие для свечи зажигания влить в цилиндр немного автола.
При движении перегрев двигателя обнаруживают по уменьшению его мощности и по возникновению в нем стуков.
Возникновению перегрева способствуют: перевозка тяжелого груза, буксировка прицепа, продолжительная езда при полном открытии дросселя, длительное движение на низших передачах, буксование сцепления, высокая температура окружающего воздуха, бедная смесь, позднее зажигание, низкооктановый бензин, масло с малой вязкостью, загрязнение ребер цилиндра.
Перегрев двигателя происходит также из-за прорыва газов при неплотном креплении головки к цилиндру, неплотно завернутой в цилиндр свечи зажигания, негерметичности самой свечи, плохо притертых клапанов.
Хорошо отрегулированный мотоцикл можно вести в самую жаркую погоду без остановки большое расстояние, за исключением только тех случаев, когда условия пути требуют продолжительного движения на низших передачах. Если водитель обнаруживает признаки перегрева двигателя, то для сохранения возможности продолжать езду следует предотвратить дальнейшее повышение температуры двигателя следующим образом: как можно чаще двигаться накатом, не пользоваться тормозами, вместо них используя для торможения двигатель; не допускать лишней работы двигателя на остановках, спусках, перемене передач, при торможении; периодически пользоваться декомпрессором; периодически обогащать смесь опусканием воздушного корректора; уменьшить опережение зажигания; так сочетать управление карбюратором, опережением и коробкой передач, чтобы двигатель работал без стука. Разумнее, однако, сделать 5 — 10 - минутную остановку для остывания двигателя.
Так как работа перегретого двигателя обычно не прекращается после выключения зажигания и вспышки в нем продолжаются от воспламенения смеси, то водители для остановки его включают передачу, закрывают дроссель и, притормаживая мотоцикл, отпускают ручку сцепления. Этот способ остановки перегретого двигателя неудобен и вызывает сильные толчки в трансмиссии. Остановить перегретый двигатель можно проще: достаточно выключить зажигание и резко полностью открыть ручку управления дросселем карбюратора.


предыдущая страница оглавление следующая страница