На главную


ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИЕМИСТОСТИ И МАКСИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

Если замечено, что число оборотов коленчатого вала двигателя уменьшается на подъемах, на вязкой дороге, а при разгоне число оборотов увеличивается медленнее, чем обычно, и мотоцикл не развивает максимальной скорости, то прежде чем приступить к проверке двигателя, надо выяснить легкость движения мотоцикла накатом. Для этого ставят мотоцикл на подставку и, поворачивая рукой колесо, проверяют, достаточно ли легко оно вращается, или разгоняют мотоцикл, а затем, выключив передачу, продолжают движение по инерции. Если движение мотоцикла будет замедляться интенсивнее обычного, то понижение приемистости и максимальной скорости происходит из-за плохого наката (см. раздел «Причины ухудшения движения мотоцикла накатом»).
Только после того, как установлено, что различные неисправности не вызывают ухудшения нормального наката мотоцикла, можно приступить к проверке двигателя.
Ниже перечислены основные причины уменьшения мощности двигателя.
1. Плохое топливо, склонное при работе к детонации: осмолившийся бензин с дурным запахом от длительного хранения, тракторное топливо, бензин с примесью керосина; неэтилированный бензин — при повышенной степени сжатия.
2. Перегрев двигателя (см. раздел «Перегрев двигателя»).
Устранение этих двух причин не связано с какой-либо дополнительной регулировкой. Достаточно заменить топливо или дать двигателю остыть.
3. Недостатки смазки. У двухтактного двигателя недостаток смазки возможен при малом содержании масла в бензине, неравномерном смешении масла и бензина, при употреблении несоответствующего сорта масла, работе на очень бедной смеси. У четырехтактного двигателя (например, мотоцикл М-72 и др.) недостаточная смазка наблюдается при разжижении или при употреблении масла несоответствующего сорта. Понижение уровня в картере в пределах верхней и нижней отметок на указателе уровня масла не вызывает ухудшения смазки. Обязательное требование поддерживать уровень масла по верхней метке указателя уровня масла объясняется главным образом необходимостью обеспечить запас масла в картере для нормальной смазки двигателя в пути.
4. Увеличение сопротивления при выпуске. Происходит это при глубоком смятии выпускных труб от удара и при засорении глушителя. Засорение глушителя чаще наблюдается у двухтактных двигателей и сильно влияет на их работу. Еще чаще у двухтактных двигателей происходит обильное отложение нагара в выпускном окне.
5. Уменьшение компрессии.
6. Позднее и чрезмерно раннее зажигание. У двухтактных двигателей проверяют точность установки момента размыкания контактов прерывателя относительно положения поршня. У двигателя мотоцикла М-72 и других четырехтактных двигателей с механическим изменением опережения проверяют движение площадки прерывателя: она должна без заеданий доходить до упора, соответствующего полному опережению.
7. Перебои в работе цилиндров. Перебои выявляют на слух. Двигатель при малых числах оборотов коленчатого вала при разгоне и на полной скорости должен работать с ровным чередованием вспышек. Наиболее вероятна причина перебоев в работе цилиндров — пропуски зажигания. Поиски причин пропусков рекомендуется вести в следующей последовательности: нажать кнопку электрогудка и по силе его звучания убедиться в заряженности аккумуляторной батареи и надежности присоединения проводников к ее клеммам; установить проверенную свечу зажигания. Если после установки новой свечи бесперебойная работа двигателя не восстановится, то проверяют работу прерывателя, затем распределителя, провода к свечам, наконечники свечей и далее последовательно замок зажигания, конденсатор, катушку зажигания. Каждый из перечисленных элементов системы зажигания проверяют тщательно с тем, чтобы отпали сомнения в исправности того или другого проверенного элемента.
Выявление причин перебоев представляет известные трудности. Перебои могут происходить также и из-за неполадок в системе питания и неправильной регулировки клапанов. Проще и быстрее всего можно определить причину перебоев, действуя методом исключения, т. е. последовательно снимая с мотоцикла вызывающие сомнения в надежности карбюратор, катушку зажигания и другие приборы и соответственно заменяя их проверенными.
8. Неисправности системы питания. Различные причины неисправностей в системе питания в конечном счете вызывают два вида нарушения нормальной карбюрации: образование бедной или богатой смеси.
Обеднение смеси сопровождается уменьшением ускорения и максимальной скорости мотоцикла, увеличением температуры двигателя. При сильном обеднении рабочей смеси появляются обратные вспышки в карбюраторе, расход топлива увеличивается, а двигатель от увеличения подъема дроссельного золотника теряет мощность (хуже, «тянет») или прекращает работу.
При богатой смеси двигатель работает с перебоями, число оборотов коленчатого вала медленно увеличивается, мотоцикл не развивает максимальной скорости, из глушителя идет обильный черный дым от несгоревшего топлива.
Явления, характеризующие бедную или богатую смесь, в первую очередь устраняют чисткой и проверкой карбюраторов и других элементов системы питания. Требуемый состав рабочей смеси получают путем регулировки карбюратора.
9. Неправильная регулировка клапанов. Для правильной регулировки клапанов необходимо, чтобы зазоры в приводе клапанов, т. е. между толкателем и клапаном или между коромыслом и клапаном, были установлены в соответствии с нормами, рекомендованными заводом. Но так как из-за износа не всегда можно соблюдать рекомендованные заводом зазоры, то нужно учитывать влияние величины зазора на приемистость и максимальную мощность двигателя.
При уменьшении зазоров увеличивается продолжительность открытия клапана. С увеличением фазы впуска, особенно запаздывания конца впуска, увеличивается наполнение цилиндров на больших числах оборотов коленчатого вала вследствие использования инерции смеси и, следовательно, это способствует увеличению максимальной мощности. Но при средних числах оборотов коленчатого вала удлинение фазы впуска из-за недостаточной скорости потока свежей смеси вызывает ухудшение наполнения цилиндров и связано с уменьшением крутящего момента двигателя, с ухудшением его тяговых свойств при медленном движении мотоцикла. Для преодоления тяжелого пути потребуется частый переход на низшие передачи. Пуск двигателя ухудшится из-за уменьшения фактического давления сжатия.
При увеличении фазы выпуска улучшается очистка цилиндра, увеличивается максимальная мощность двигателя. Но при уменьшении зазора возможна неплотная посадка клапана в гнездо, что ведет к перегреву двигателя, пригоранию клапана и всем вытекающим из этого вредным последствиям.
В качестве примера можно привести рекомендацию завода по регулировке двигателя БМВ-Р-75, у которого зазоры выпускных и впускных клапанов для езды по пересеченной местности следует увеличить от 0,25 до 0,3 мм.
Практически величину зазоров устанавливают настолько близко к норме, рекомендованной заводом, насколько это возможно по состоянию механизма газораспределения.
10. Нарушение равномерности работы цилиндров у двухцилиндровых двухкарбюраторных двигателей (см. раздел «Регулировка двух карбюраторов для достижения равномерной работы цилиндров»).
Уменьшение приемистости и максимальной скорости мотоцикла может произойти одновременно по нескольким причинам. Чтобы найти причину, нужен опыт, который водитель приобретает постепенно в процессе эксплуатации мотоцикла.
Для облегчения этой работы следует строго выполнять основное правило эксплуатации мотоцикла — устранять всякую неисправность, как только она будет обнаружена, не дожидаясь, пока она вызовет другие неисправности.


предыдущая страница оглавление следующая страница