На главную


УСЛОВИЯ ЛЕГКОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ

Исправный и правильно отрегулированный двигатель начинает работать три пуске в холодном состоянии от двух - трех нажимов на пусковую педаль, в горячем состоянии — с одного нажима.
Для пуска холодного двигателя органы управления карбюратором устанавливают в сторону обогащения смеси. После двух - трех прокручиваний коленчатого вала для впуска горючей смеси в цилиндр при включении зажигания и нажиме на пусковую педаль, в двигателе должны начаться вспышки рабочей смеси. В холодную погоду может потребоваться четыре - пять раз прокрутить коленчатый вал. Если и после этого вспышек не будет, то выжидают 1—2 мин., чтобы дать возможность топливу испариться, и вновь повторяют пуск.
Зимой для облегчения пуска применяют легкоиспаряющееся топливо, а при температуре ниже минус 25°С непосредственно в цилиндр вливают немного легкоиспаряющегося бензина и 6 — 10 капель эфира или нагревают свечу.
При горячем двигателе, как правило, обогащать смесь не рекомендуется. Обычно требуется несколько обеднить смесь, пуская двигатель при дросселе, открытом на одну треть или наполовину, а при явлениях перегрева двигатель перед пуском продувают чистым воздухом, т. е. коленчатый вал медленно прокручивают при полностью открытом дросселе. От резкого толчка пусковой педали, даже при полностью открытом дросселе, в диффузоре карбюратора создается разрежение, и в цилиндр поступает горючая смесь. Закрывание бензокраника, применяемое водителем при продувании двигателя, бесполезно, так как запас топлива в поплавковой камере достаточно велик, чтобы обеспечить длительную подачу в цилиндр горючей смеси.
Если после многократных нажимов на пусковую педаль двигатель не начнет работать, то в цервую очередь выясняют, имеются ли все необходимые условия для пуска двигателя.
Пуск четырехтактного двигателя зависит от пяти условий, а пуск двухтактного двигателя — от семи условий.
Условия пуска четырехтактного двигателя: сильная искра в свече зажигания, наличие рабочей смеси в цилиндре, правильно установленное зажигание, правильно установленное газораспределение, достаточная компрессия в цилиндре.
1. Сильная искра в свече зажигания. Вполне исправный двигатель не начнет работать, если искра в свече слабая. Искру оценивают по величине наибольшего искрового промежутка, через который она может проскочить. Но проверка вне двигателя при нормальном зазоре между электродами и нормальном атмосферном давлении не характеризует качества искры и состояния приборов зажигания, так как зазор 0,4 — 0,8 мм легко пробивается у вывернутой из цилиндра свечи при небольшом напряжении. Когда свеча будет завернута в цилиндр, имеющееся напряжение может не создать искры между электродами, так как сопротивление промежутка, заполненного сжатой рабочей смесью, будет больше, чем при атмосферном давлении. Поэтому, когда проверяют искру при обычном атмосферном давлении, необходимо, чтобы искровой промежуток между проводом и массой, в котором проскакивает искра, был не менее 4 мм.
2. Наличие рабочей смеси в цилиндре. Совершенно очевидно, что если в цилиндре нет рабочей смеси, то нельзя ожидать пуска. Если после нескольких прокручиваний подготовленного к пуску холодного двигателя вспышек не происходит, то для выяснения, поступает ли горючая смесь в цилиндр, необходимо вывернуть свечу. При поступлении смеси свеча должна быть влажной. Если свеча окажется сухой, то ее ввертывают в цилиндр и продолжают прокручивать двигатель, обогащая смесь.
У прогретого двигателя, в котором при прокручивании коленчатого вала вспышек не происходит, наличие в цилиндре рабочей смеси подтверждается выходом из глушителя пара несгоревшего топлива.
Для обогащения смеси утапливают поплавок и уменьшают поступление воздуха. Но при чрезмерном обогащении в смеси воздуха становится недостаточно и смесь перестает воспламеняться. Практикуемая для пуска в очень холодную погоду заливка бензина непосредственно в цилиндр не противоречит описанному выше условию. От влитого в холодный цилиндр бензина смесь не переобогащается до потери возможности воспламенения, потому что в первой вспышке участвует не вся масса влитого бензина, а лишь легко испаряющиеся его части.
Если горючая смесь не поступает в цилиндр, то последовательно проверяют есть ли в баке бензин, поступает ли он в карбюратор, исправен и не засорен ли карбюратор (см. раздел «Влияние состава рабочей смеси на расход топлива»).
3. Правильно установленное зажигание. Самая сильная искра не обеспечит пуска двигателя, если ее появление в Цилиндре не совпадает с концом такта сжатия. Начало размыкания контактов прерывателя должно совпадать с в.м.т. или опережать ее на 1 — 2 мм хода поршня (см. табл. 5).
4. Правильно установленное газораспределение. Впускной клапан начинает открываться, когда поршень несколько не дошел до в.м.т., а выпускной клапан окончательно закрывается, когда поршень прошел в.м.т. и начал нисходящее движение. Моменты закрытия впускного клапана и открытия выпускного проверять не обязательно, так как они автоматически устанавливаются верно при правильном монтаже кулачковых шестерен по началу впуска и концу выпуска. Точную установку шестерен газораспределения производят по заводским меткам или согласно фазам, указанным заводом для данного двигателя.
Неверное газораспределение может быть следствием неправильной первоначальной установки газораспределительных шестерен при сборке, а также следствием нарушения регулировки и повреждений в механизме газораспределения.
5. Достаточная компрессия в цилиндре. Известно, что перед воспламенением электрической искрой рабочую смесь для эффективного превращения тепловой энергии в механическую работу сжимают поршнем во время такта сжатия. Сжатие смеси необходимо еще и по другой причине. Запас тепла в электрической искре при пуске может оказаться недостаточным для воспламенения холодной смеси. От сжатия смесь нагревается, но выделяющееся тепло быстро поглощается поршнем, стенками, цилиндра и головкой. Если резко толкнуть пусковую педаль, то выделившееся от сжатия тепло не успеет рассеяться в окружающем металле, холодная рабочая смесь подогреется и электрическая искра будет ее надежнее поджигать. От резкого толчка пусковой педали пуск двигателя улучшается в холодном состоянии вследствие подогрева смеси, а в горячем — вследствие меньшей утечки смеси через поршневые кольца и неплотно прилегающие к седлам головки клапанов. Значит, наличие достаточной компрессии в значительной степени определяет легкость пуска двигателя.
Качество компрессии определяют следующим образом. Коленчатый вал двигателя прокручивают пусковой педалью при вывернутой и ввернутой свечи зажигания. В первом случае сопротивление прокручиванию незначительно, во втором случае оно резко возрастает при наличии в двигателе нормальной компрессии. Если коленчатый вал туго прокручивается без свечи зажигания, то это свидетельствует не о хорошей компрессии, а о неисправности двигателя, т. е. о механических повреждениях его деталей или о загустевании масла в холодную погоду.
Компрессия в цилиндре может ухудшиться от:
а) уменьшения зазора у впускного клапана, отчего клапан будет закрываться с опозданием, а также от полного устранения зазора у впускного или выпускного клапанов; в этом случае компрессию восстанавливают регулировкой зазоров клапанов;
б) пригорания рабочих поверхностей головки выпускного клапана и его гнезда; неисправность устраняют притиркой клапанов;
в) утечки смеси между цилиндром и его головкой; в этом случае проверяют, достаточно ли туго затянуты болты головки; если усиление затяжки болтов не поможет, то головку снимают и проверяют состояние прокладки из армированного асбеста, причем неисправную прокладку заменяют новой;
г) износа поршневых колец и цилиндра, задира зеркала цилиндра или от завальцовки поршневых колец в канавах; эти неисправности подтверждаются появлением дыма из трубки сапуна. Если зазор в замке колец превышает 2,5 мм, то сменяют кольца; если износ цилиндра превышает 0,15 мм, то необходимо прошлифовать цилиндр;
д) разжижения или недостатка масла, что обнаруживают проверкой уровня и качества масла в картере; в этом случае заменяют или добавляют масло;
е) неплотно завернутой или потерявшей герметичность свечи зажигания, что устраняют завертыванием или сменой свечи.
Если обеспечены все пять перечисленных условий, то двигатель можно считать исправным и он должен начать работу после нескольких нажимов пусковой педали. Если вспышки отсутствуют, никакой регулировки или ремонта производить не следует, так как это может быть следствием поступления в цилиндр слишком бедной или слишком богатой смеси. Чтобы получить легко воспламеняющуюся рабочую смесь, следует знать особенности данного двигателя. Каждый двигатель отличается даже от однотипных ему небольшими особенностями при пуске, т. е. требуются определенное опережение зажигания, большая или меньшая интенсивность утопления поплавка, различное количество нажимов на пусковую педаль для впуска смеси при выключенном зажигании. Поэтому первые пуски двигателя нередко сопровождаются затруднениями, исчезающими по мере ознакомления с его особенностями.
Условия пуска двухтактного двигателя. К перечисленным выше пяти условиям пуска четырехтактного двигателя прибавляется еще два: наличие компрессии в картере и нормальный состав топливной смеси в баке.
1. Сильная искра в свече зажигания. При обычном атмосферном давлении достаточная для пуска искра должна проскакивать воздушный промежуток не менее 4 мм длиной.
2. Наличие рабочей смеси в цилиндре. Если после нескольких прокручиваний коленчатого вала холодного двигателя, подготовленного к пуску, вспышки не происходит, то вывернутая для контроля свеча при наличии рабочей смеси должна быть влажной, при отсутствии смеси — сухой. У прогретого двигателя при отсутствии вспышек и поступлении в цилиндр горючей смеси при прокручивании коленчатого вала из глушителя выходит пар несгоревшего топлива.
3. Нормальный состав топливной смеси. Содержание масла в бензине не должно значительно превышать норму, рекомендуемую заводом (400 см3 масла на 10 л бензина). Смесь должна быть однородной.
4. Правильно установленное зажигание. Начало размыкания контактов прерывателя происходит за 1 — 7 мм до прихода поршня в в.м.т. (у мотоцикла К1Б за 4,5 — 4,7 мм до прихода поршня в в.м.т., у мотоциклов М1А, К-125 — за 4 мм до в. м. т.; у мотоцикла ИЖ-350, ИЖ-49 — за 1 мм до в.м.т.). Опережение зажигания у мотоциклов ИЖ-350, ИЖ-49 — 1 мм до в.м.т. не соответствует точно фактическому моменту появления искры при пуске; зажигание может происходить с большим опережением вследствие действий центробежного регулятора.
5. Достаточная компрессия в цилиндре. Без свечи коленчатый вал двигателя прокручивается легко, со свечой сопротивление прокручиванию резко усиливается.
6. Правильное газораспределение. Поршень при движении закрывает и открывает окна в цилиндре в соответствии с фазами газораспределения данного двигателя. При положении поршня в н.м.т. его головка устанавливается на одном уровне с нижними кромками выпускных и продувочных окон, а нижний край юбки поршня и грани расположенных на нем окон (если имеются окна на юбке поршня) не преграждают путь горючей смеси, движущейся из картера в цилиндр на продувку.
Когда поршень находится в в.м.т., нижний край юбки поршня устанавливается на уровне верхнего края впускного окна.
Нагар в выпускных окнах, трубах и глушителе не должен закрывать значительной части прохода отработавшим газам.
У двигателя К1Б длинная образующая гребешка-дефлектора при сборке направляется в сторону выпускного окна, а короткая — в сторону продувочного.
После разборки и сборки двигателя газораспределение может быть нарушено вследствие неправильной установки поршня и неточного совпадения его по всем размерам со стандартным поршнем.
Как уже было сказано, во время эксплуатации мотоцикла газораспределение может быть нарушено от обильного нагара в выпускных окнах, засорения глушителя, сильного износа и поломки юбки поршня.
7. Наличие компрессии в картере. При движении поршня вверх в картере двухтактного двигателя образуется разрежение, вследствие которого происходит впуск горючей смеси. При движении поршня вниз горючая смесь в картере подвергается сжатию до 1,2 — 1,5 кг/см2 и под этим давлением происходит продувка цилиндра. Если в картере вследствие нарушения герметичности компрессия недостаточна, то при пуске в него попадает мало смеси, причем смесь очень бедна и значительная ее часть будет вытеснена через неплотности картера при движении поршня вниз. Двигатели с недостаточной компрессией в картере отличаются плохим пуском, т. е. требуется несколько десятков толчков пусковой педали при утопленном поплавке и прикрытой горловине карбюратора, или пустить их можно только с хода; такие двигатели не работают при числах оборотов коленчатого вала ниже средних и не развивают полной мощности.
Компрессия в картере ухудшается в случаях:
а) ослабления затяжки болтов и гаек, скрепляющих половинки картера, что можно обнаружить по появлению пузырьков масла на шве соединения (чаще всего под карбюратором). Можно попытаться потуже затянуть болты, соединяющие половинки картера; если затяжка не поможет, то для восстановления герметичности требуется полностью разобрать двигатель;
б) ослабления затяжки гаек крепления цилиндра или повреждения бумажной прокладки между цилиндром и картером. Если усиление затяжки гаек головки или цилиндра не улучшит герметичности картера, то требуется сменить прокладку под цилиндром;
в) повреждения сальников на коренных шейках двигателя. Когда пропускает сальник со стороны расположения генератора, то щетки и коллектор якоря, а также весь генератор изнутри замасливаются, что может привести к повреждению генератора. Сальник необходимо осмотреть и если он разорван — заменить. Повреждение сальника со стороны цепи двигателя можно обнаружить по трем признакам: при работе двигатель сильно дымит, через 30 — 50 км пробега расходуется все масло из коробки передач, картер двигателя под карбюратором забрызгивается маслом, появляющимся из головки пробки, закрывающей отверстие для заливки масла в коробку передач. Чтобы заменить сальник, приходится полностью разбирать двигатель. В тех случаях, когда по каким-либо причинам проверить герметичность картера во время работы двигателя нельзя, для уточнения места возможного прорыва горючей смеси необходимо установить поршень в в.м.т. и подуть ртом через шланг, вставленный во впускной патрубок цилиндра.
Если имеются все условия, необходимые для пуска, то двигатель в отношении пуска исправен и никакого ремонта не требуется.
При отсутствии вспышек следует учесть рекомендации, данные для четырехтактных двигателей (см. раздел «Условия легкого пуска двигателя»), а также удалить скопление так называемого конденсата — жидкого топлива из картера; если двигатель сильно нагрет, дать ему остыть.
Конденсат скапливается в картере из-за излишка смеси, попадающей в него при пуске холодного двигателя, в результате работы двигателя на переобогащенной смеси и вследствие избыточного содержания масла в бензине. Конденсат успешно удаляют из картера путем медленного прокручивания коленчатого вала двигателя при полностью открытом дроссельном золотнике и открытом декомпрессоре. Лишь в исключительных случаях для ускорения освобождения картера от конденсата при этой операции вывертывают свечу. Рекомендуемое продувание воздухом облегчает пуск холодного и горячего двигателя и очень часто служит единственным способом получения вспышек.


предыдущая страница оглавление следующая страница