На главную


Книга является руководством по обслуживанию и ремонту мотоцикла в условиях индивидуального пользования.
В книге приведены необходимые указания об устранении неисправностей мотоцикла, возникающих при его эксплуатации, о производстве ремонтных операций силами водителя мотоцикла и о подготовке мотоцикла для занятий спортом.
Второе издание книги переработано и дополнено в соответствии с пожеланиями мотоциклистов, изложенными в многочисленных письмах, присланных в Издательство после выпуска первого издания.
Книга предназначена для широкого круга читателей, имеющих дело с вождением и эксплуатацией мотоциклов.

Рецензент инж. В. И. Коваленко

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Советская промышленность по числу выпускаемых мотоциклов занимает первое место в мире. Сотни тысяч мотоциклов используются индивидуальными владельцами для поездок на работу, прогулок и спорта в городах и колхозах самых отдаленных областей страны. Но отсутствие широкого распространения специальных мастерских и ремонтных станций по обслуживанию мотоциклов создает большие трудности для мотоциклистов.
Обслуживание и ремонт мотоцикла для большинства водителей, интересующихся современной техникой, при наличии соответствующих пособий является легко осваиваемым делом, и его охотно выполняют самостоятельно. Однако инструкции заводов не содержат достаточно подробных указаний по эксплуатации и ремонту. Массовый потребитель особенно остро нуждается в практических указаниях по вопросам содержания мотоцикла в условиях индивидуального гаража, колхозного двора. Данная книга предназначена восполнить этот пробел в литературе, издаваемой по мотоциклам.
Современный мотоцикл — сложная машина, созданная на базе передовой отечественной техники. Вождение мотоцикла осваивается в короткое время. Значительно труднее приобретаются навыки правильной эксплуатации мотоцикла и его ремонта. В отличие от автомобилей, прикрепленных к автохозяйствам, мотоциклы в основном используются водителями-любителями, самостоятельно обслуживающими их. К посторонней помощи прибегают лишь для выполнения сварочных работ, механической обработки на станках, отливки и термической обработки деталей, хромирования и окраски. Многие ремонтные работы, например, замена износившихся или поломанных деталей новыми, выполняются мотоциклистами в условиях индивидуальной мастерской с помощью минимально необходимого набора инструментов и приспособлений.
Правильная эксплуатация обеспечивает безотказность действия механизмов и длительный срок службы мотоцикла при минимальных эксплуатационных расходах и минимальной затрате рабочего времени на обслуживание. Основным правилом эксплуатации мотоцикла является систематическое проведение профилактических осмотров и своевременных ремонтов.
Настоящая книга содержит практические указания по эксплуатации и ремонту мотоцикла самими водителями при ограниченной оснащенности индивидуальной мастерской и возможных затруднениях в приобретении запасных частей.
В книге приведен минимум сведений об устройстве отдельных узлов мотоцикла, более подробно изложенном в специальных пособиях по устройству мотоцикла. Устройство и взаимодействие деталей мотоцикла становится скорее понятным не по описаниям, а при осмотре и разборке механизма, который во время ремонта находится в руках водителя. Поэтому в книге обращено основное внимание на существенные особенности механизмов и рациональные способы их ремонта.
Наиболее технически целесообразный и дешевый способ восстановления механизмов — комплектовка изношенных узлов новыми деталями заводского изготовления. Рекомендуемые в книге ремонтные операции в основном даны применительно к этому способу. Однако ряд рекомендаций предусматривает также восстановление механизмов и при отсутствии некоторых запасных частей.
Для предотвращения в тексте повторений выполнение операций детализируется только для одного, наиболее распространенного или более сложного по устройству типа мотоцикла. По другим мотоциклам отмечены лишь существенные особенности выполнения ремонтных операций. Приемы обращения с инструментами также не излагаются детально, так как они являются общими при обращении с любым механизмом.
Для каждого конкретного случая приводятся указания на взаимосвязи между причинами неисправностей и самими неисправностями.
Создание книги, специально посвященной вопросам эксплуатации и ремонта мотоцикла, является новым делом, поэтому в ней неизбежны упущения, Авторы с признательностью примут замечания о недостатках книги и пожелания мотоциклистов о необходимых дополнениях.
Письма следует направлять по адресу: Москва, Третьяковский проезд, д. 1, Машгиз.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Предусмотренные директивами XIX съезда Коммунистической партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 — 1955 гг. дальнейший рост отечественной промышленности и улучшение благосостояния трудящихся вызовет еще большее распространение мотоциклов среди широких слоев населения городов и сельских местностей нашей великой Родины.
Стремясь возможно полнее удовлетворить растущую потребность многих десятков тысяч мотоциклистов в наиболее полном руководстве по эксплуатации и ремонту отечественных мотоциклов, авторы значительно переработали и дополнили книгу первого издания.
В основу подготовки книги ко второму изданию положены пожелания мотоциклистов, выраженные в многочисленных письмах, присланных в издательство «Машгиз», и назревшая необходимость освещения особенностей эксплуатации и ремонта ряда сложных механизмов мотоцикла, которым в изданной литературе уделялось очень мало внимания.
В частности, во втором издании даны указания о простейших способах шлифования цилиндров, о регулировке механизмов коробок передач разных типов, особенно необходимые при ремонте мотоциклов, находившихся в длительной эксплуатации; освещена техника правильной сборки кривошипного механизма; имеется таблица размеров основных изнашивающихся деталей мотоциклов, облегчающая своевременное обеспечение запасными частями; в необходимых случаях указаны материалы и термообработка деталей.
По обслуживанию электрооборудования мотоциклов приведены цифровые данные для механической и электрической регулировки всех основных типов реле-регуляторов напряжения; описаны простейшие выпрямители переменного тока для стационарной зарядки аккумуляторных батарей, которые мотоциклист может изготовить сам. Без знания способов зарядки аккумуляторных батарей невозможна нормальная эксплуатация отечественных мотоциклов, имеющих батарейное зажигание, особенно в отдаленных от городов районах страны.
Авторы выражают благодарность всем мотоциклистам, приславшим в издательство письма с обстоятельным разбором достоинств и недостатков первого издания книги, что значительно облегчило работу по ее улучшению во втором издании.
Создание доступно изложенного и исчерпывающего руководства по эксплуатации и ремонту мотоциклов немыслимо без обобщения опыта тысяч мотоциклистов и возможно только при их активном участии. Все замечания о недостатках второго издания книги и пожелания просим направлять по адресу: Москва, Третьяковский проезд, д. 1, Машгиз.


оглавление следующая страница